Рекламация - заявление туриста, отправляемое в офис фирмы - продавца тура при несоответствии оплаченных и действительно предоставленных услуг. На основании рекламации составляется протокол. В случае если факт несоответствия доказан, должна последовать компенсация ущерба. Розничный продавец - среднее звено на рынке, продающее товары непосредственно потребителю (обычно турагентство). Ротель - передвигающаяся гостиница-вагон. Расчетный час - момент начала (окончания) суток (обычно 12.00), до наступления которого клиент гостиницы обязан освободить номер либо оплатить полностью или частично следующую ночевку. Рафтинг - сплав по горным рекам на лодках, катамаранах или плотах, не оборудованных моторными средствами. Регистрационная карточка - выдаваемый в ряде стран пограничными властями временным посетителям при въезде в страну и возвращаемый пограничным властям при выезде из страны документ, подтверждающий регистрацию этих посетителей властями данной страны. Регулярный рейс - рейс, выполняемый постоянно в течение определенного срока в соответствии с заранее опубликованным расписанием. Рекламный тур - бесплатный или льготный тур, организуемый для турагентств и (или) сотрудников авиакомпании с целью их ознакомления с определенными туристскими маршрутами и центрами. Рецепция - общий зал или комната в гостиницах для приема, регистрации и оформления гостей, а также нахождения дежурных-портье для приема и выдачи ключей от номеров и выполнения различных поручений гостей отеля. Ручной багаж - вещи, которые пассажиру разрешено авиакомпанией без дополнительной платы перевозить при себе, причем ответственность за сохранность ручного багажа лежит на самом пассажире.
Спина к спине - выгодная система заполнения отеля, при которой последовательность убытия и прибытия групп туристов организована туроператором таким образом, чтобы выделенные ему владельцем гостиницы номера не пустовали (интервал между заселениями только на уборку). Сезонные нормы - разнообразие цен на различные услуги, меняющиеся в зависимости от сезона. Семейный план - специальная система сдачи комнат в отеле туристам с детьми. В том случае, если дети живут в одной комнате с родителями, цена номера снижается. Страховка - условия страховки подробно оговариваются в страховом полисе. Страховой полис является документом, обеспечивающим гарантированное медицинское обслуживание в случае болезни или травмы. Для въезда в некоторые страны наличие страховки является обязательным. Суперструктура - отели и другие места размещения туристов, рестораны, магазины, развлечения (кино, театры, музеи, художественные галереи, концертные залы), вокзалы. Не существует строгого разделения между суперструктурой и инфраструктурой, но его подразумевают при планировании строительства новых курортов. Сафари - туристическая поездка с целью охоты или знакомства с местной природой, как правило, в странах Центральной Африки. Сертификация услуг - процедура проверки качества предлагаемых продуктов туристской фирмы с последующей выдачей сертификата соответствия качества. Система фортуна - система бронирования отелей. В системе могут участвовать отели различных категорий. При бронировании путевок в системе Fortuna точное место проживания заранее неизвестно. Например, если вы купили тур Fortuna 2-3*, то вам может попасться отель категории 2* или 3*. Таким образом, если вам повезет, то вы будете проживать в лучшем отеле по цене худшего. Fortuna 4* означает, что выбор будет производиться из разных отелей категории 4*. Ски-пасс - разрешение или пропуск на пользование подъемниками в определенном месте для спуска на горных лыжах или сноуборде. Сопровождающий - служащий туристической фирмы, в обязанности которого входит сопровождение туристов по маршруту, организация размещения, питания и перевозки.