тний сезон 2008 г. начался с «рекорда падения». Впервые за всю историю составления рейтингов «БАНКО»
набрала в прогнозе 16,8% голосов (-6,3% к предыдущему прогнозному показателю). Последний раз котировки направления опускались за отметку 20% лишь в канун лета 2003 г. – тогда было 18,3%. Столь плачевный результат может показаться особенно странным на фоне прошлогоднего взлета, когда поток россиян в Турцию вырос почти на 35% и беспрецедентно для этого направления превысил двухмиллионный рубеж. Однако эксперты видят несколько причин оттока интереса профессионального столичного рынка от Турции, зафиксированного в рейтингах предпочтений сотрудничества.
Первая – существенное подорожание турпакетов. «Потяжелели» авиабилеты, взвинтили цены и хотельеры – на 15–50% в зависимости от категории объекта и степени его востребованности на рынке. Хозяев гостиниц можно понять: спрос на их услуги вырос, а доллар, который по-прежнему является для операторов расчетной валютой, продолжил падение – вот они и индексируют прайс-листы.
Вторая причина – нехватка «воздуха». Специалисты давно о ней говорили, а после фактического ухода с чартерного рынка компании AirUnion (в состав которой входит, в частности, а/к KrasAir) ситуация лишь усугубилась. В подобной обстановке операторам поневоле приходится взвешенно подходить к распределению имеющихся самолетов, и, решив поставить лишний борт в Турцию или Европу, многие из них проголосуют в пользу последней: там и норма прибыли выше, и возможности для конкуренции шире. Так что предстоящим летом вряд ли оправдаются чаяния турецких властей, которые рассчитывают принять еще на 25% больше наших туристов.
Одно из немногих направлений, где о дефиците провозных емкостей в наступившем сезоне говорить не приходится, –
Греция (10,7%): здесь собралась «вся королевская конница, вся королевская рать». Неудивительно, ведь за свою долю рынка здесь сражаются именитые дебютанты: «Натали Турс» и «Мостравел», а также TEZ TOUR, ранее уже распробовавший направление через свои офисы в Прибалтике. Эксперты в один голос заявляют об избытке заявленных бортов, особенно заметном на Крите, и пророчат направлению затяжные демпинговые бои. Их первые отголоски были слышны уже в апреле, когда появились предложения недельных туров по цене от 199 евро (при себестоимости билета около 300 евро). Массовые распродажи наверняка привлекут внимание розницы и туристов, и осенью котировки Греции могут существенно возрасти. Ну, а пока доля симпатий столичных респондентов практически не отличается от результатов предыдущего опроса (-0,7%).
Почти не изменились в рейтинге и показатели Испании (10,2%). Хотя операторы надеются на определенный прирост объемов, т. к. страна по-прежнему пользуется высоким спросом, а подорожание турпакетов здесь было некритичным – 10–15%. В кулуарах рынка рассчитывают, что дополнительный вклад в продвижение направления в расчете на потребителя внесет TEZ TOUR, который объявил о выходе на побережье Коста-дель-Соль. Ну, а остальные игроки смогут получить дивиденды от рекламной активности конкурента.
Четвертая строчка досталась Италии (9,6%), которая продемонстрировала самый серьезный рост котировок – на 1,2% – и в результате обошла Египет. Перевозка из Москвы расширилась примерно на 20%, но эксперты полагают, что дополнительные кресла будут востребованы. В пользу Италии традиционно выступает сочетание качественного пляжного отдыха и насыщенной «экскурсионки», а разнообразие регионов страны привлекает большое число возвратных туристов.
К слову, некоторые специалисты считают, что немалая заслуга в росте популярности направления принадлежит консульской службе – по их отзывам, чуть ли не самой лояльной из всех шенгенских. Рассказывают, что дипмиссия работает «до последнего паспорта», а глава национального агентства по туризму Карло Бираски лично подкармливает припозднившихся сотрудников пиццей.
А вот прогнозы столичных респондентов относительно перспектив летнего Египта довольно сдержанны (8,7%). Здесь повысились цены – с учетом подорожания отелей и перевозки на 20–25% за пакет. А щедрых SPO не стоит ожидать даже в низкие даты, поскольку операторы изначально направляют борта в Хургаду и Шарм-эль-Шейх по остаточному принципу – сказывается все тот же дефицит самолетов. В результате Стране пирамид будет непросто выдерживать конкуренцию с европейскими направлениями, и к осени ее рейтинговые баллы могут снизиться. Небольшое охлаждение со стороны агентов ощутимо уже и в прогнозе: -0,2% к аналогичному показателю за лето-2007.
Точно такая же коррекция котировок наблюдается у Хорватии (5,2%). В последние годы она прибавляла в объемах по 30–40% каждый сезон, однако теперь, как полагают наблюдатели, рост замедлится: расширяться прежними темпами операторам не позволяет отельная база. Этой весной в строй были введены несколько новых гостиниц – в Истрии, Ровине, Дубровнике, но их появление мало облегчило ситуацию. Для участников рынка такое искусственное ограничение спроса тем более обидно, что через год обстановка на направлении изменится:
Хорватия вступит в Евросоюз и перестанет быть безвизовой страной. Значит, скорее всего, неизбежно временное снижение турпотока.
Тунису (4,6%) единственному из долларовых направлений удалось продемонстрировать положительную динамику: +0,7% голосов к предыдущему рейтингу позволили ему занять седьмую строчку в топ-листе популярных стран. Возможно, свою роль сыграл проанонсированный на старте сезона чартерный рейс на о. Джерба – новые возможности всегда привлекают внимание агентов. Да и вообще направление находится в фазе роста: по оценкам экспертов, в прошлом году увеличение турпотока здесь составило около 35%. Кстати, сейчас игрокам тунисского рынка в кои-то веки удалось расчетливо подойти к планам по авиаперевозке, так что «горения кресел» не ожидается. Ну что ж, должна быть рынку польза и от дефицита бортов.