Диффузия бизнесов Глядя на строки рейтинга по Таиланду, отмечаем: между первой и второй перерывчик небольшой. TEZ TOUR опережает ближайшего преследователя не на 10,9% голосов, как в прошлом сезоне, а на 3,1%. И преследователь этот уже не «Натали Турс», а «Библио-Глобус», улучшивший свою котировку на 3,8%. Эксперты объясняют это агрессивной ценовой политикой «Библио» и тем обстоятельством, что он вместе с TEZ поднял целый рой чартеров KrasAir из Москвы и регионов.
Правда, у «Библио-Глобуса» были сложности с наземкой. По словам конкурентов, его дистрибьюторам порой приходилось ждать подтверждения заявок неделями. Но они, похоже, не в претензии: ради низких цен всегда приходится чем-то жертвовать.
А что же TEZ? «Почему пригрел на своих бортах такого опасного соперника, как «Библио-Глобус»?» – недоумевают игроки направления. И дают свою версию: между бизнесами двух операторов начинается диффузия – взаимопроникновение на молекулярном уровне. Не исключают даже, что в будущем произойдет обмен активами, а пока все якобы сводится к разделу сфер влияния. TEZ'у – тезово, то есть высоко- и среднебюджетный конвейерный Таиланд. А «Глобусу» – глобусово,
Таиланд дешевый.
Кстати, лидер направления вообще тяготеет к завуалированным альянсам. Один из примеров – фирма «Тройка», стоящая в рейтинге на седьмой позиции. Многие агенты считают ее самостоятельным производителем туруслуг. Операторы же утверждают: это сателлит TEZ, оптовый дистрибьютор, через которого на ряде направлений идет сбыт экономичного продукта.
Еще к вопросу о диффузии. По итогам зимы-2007/08 резко продвинулась в тайском рейтинге «Компания ПАКС» (+5,4%). Она улучшила прошлогоднюю котировку более чем в два раза и переместилась с пятой позиции на четвертую. Это вполне прогнозируемый эффект от слияния с фирмой «Анико-тур», владельцы которой вывели свой бренд из обращения, а контракты по авиации и отелям передали «ПАКС». В результате он стал одним из немногих операторов, чьи агенты зимой не ощущали острейшего дефицита востребованной гостиничной базы.
И, наконец, последний пример синергии. Бывший «Скайвэй», который год назад в итоговом топ-листе не значился, вновь появился там, уже под именем «НТК Интурист». Топ-менеджеры компании не скрывают: виновник этого торжества – большой брат, скорее даже отец, выделяющий средства на масштабный контрактинг, технологии и продвижение бренда.
Следует также отметить, что в таблице есть еще новичок – «Инна тур». Она стала последовательно делать акцент на высокобюджетном продукте и поставила на поток производство комбинированных туров «пляж + экскурсионка», чем и обратила на себя внимание рынка.
А из старожилов улучшила котировку Ланта-тур вояж (+2,2%). Удерживая высокую планку оперейтинга, она часто удивляет публику спецпредложениями. Кроме того, на ее рейтинг могло повлиять недавнее открытие собственного представительства в Таиланде.