Рикошетом по рынку
В Екатеринбурге, как правило, не наблюдается резких колебаний в рейтинге популярности направлений: транспортные услуги здесь достаточно дороги, опе-раторы предпочитают не рисковать и расширяют объемы очень осторожно. Вот и теперь по сравнению с итогами сезона 2006–2007 гг. ситуация изменилась незначительно. Помимо клиентской активности на котировки стран минувшей зимой повлияло банкротство
авиакомпании «Авиапрад», в феврале ушедшей с уральского рынка.
Египет, на курорты которого этот перевозчик летал среди прочих, оказался в числе пострадавших – популярность направления снизилась на 2,5%. Добавьте сюда октябрьский овербукинг, и вот победителя отделяет от вице-чемпиона минимальная дистанция в 0,5% голосов.
Таиланд, судя по опросу, прибавил 1,2% предпочтений, в то время как объемы перевозки увеличились вдвое. В Сиам летали чартеры «Трансаэро», консолидируемые «Натали Турс» и TEZ TOUR, а также борта «Уральских авиалиний», где «расселись» остальные участники рынка. Проблем с загрузкой операторы не испытывали, ведь на основе тех же рейсов они предлагали туры на
Бали, в Малайзию, Сингапур, Камбоджу, Вьетнам, Лаос и другие страны Юго-Восточной Азии.
Большая редкость: положительную динамику (+1,0% к итогам прошлой зимы) продемонстрировали ОАЭ. Из Екатеринбурга в Эмираты еженедельно летали три борта «Уральских авиалиний» (на один больше, чем год назад). Но после вынужденной отмены рейса
авиакомпании «Авиапрад» из Челябинска в Дубай спрос на перевозку в столице Урала даже превышал предложение.
На 1,2% «выросла» Индия. Экзотика сейчас в моде, потому и Индонезия впервые попала в таблицу с 2,0% голосов.
В Екатеринбурге представлено много европейских авиакомпаний – Lufthansa, Austrian Airlines, Malev,
CSA. В борьбе за клиента перевозчики предлагали разнообразные спецакции, например два билета по цене одного. И на рейтинге европейских стран эти маркетинговые инициативы сказались позитивно: 2,8% добавила
Чехия, 0,8% –
Франция, 0,5% – Италия.
В сводном топ-листе предпочтений сотрудничества произошли более серьезные перемены.
В частности, TEZ TOUR на старте сезона при брокерском содействии «Авиапрада» заключил соглашение о полетах в
Египет на бортах «Домодедовских авиалиний». Банкротство посредника на клиентах турфирмы не отразилось: она оперативно подписала прямой договор с «Домодедовскими», однако в глазах розничных партнеров оказалась в одной упряжке с виновником скандала и поплатилась за это 8,0% агентских голосов.
Ситуацией немедленно воспользовались конкуренты: 3,3% предпочтений добавил в свою копилку «Оранж тур». «Мостравел» и «Фонд Мира» (представитель Coral Travel) получили достаточно баллов, чтобы войти в итоговый рейтинг, – зимой эти операторы совместно с «Ривьерой» и «ТурЭнергоСервисом» впервые поставили собственный борт в Египет.
Котировки компаний «Натали Турс» и КАПИТАЛ ТУР практически не изменились, а вот компания «Европорт» «подросла» на 3,3%. Оператор входит в единый холдинг с «Уральскими авиалиниями», а значит имеет преференции в перевозке: удобные слоты, нужное количество билетов. Тот же фактор явился козырем компании More Travel. Правда, она получила на 1,6% голосов меньше, чем прошлой зимой, и пропустила вперед дебютантов рейтинга «Санрайз Тур» и «Веди Тур Групп-М». Но More Travel, в отличие от московских коллег, часто берется за нестандартные и индивидуальные туры, а на них большие объемы сделать сложнее.