Мысль о том, что придется несколько часов сидеть в аэропорту в ожидании рейса, всегда неприятна. Настроение портится, хочется срочно найти виноватых. Это вполне возможно.
Кто же виноват? Причины бывают объективными – стихийные бедствия, непредвиденные обстоятельства (например, забастовки служащих аэропортов, что в Европе периодически случается), требования служб безопасности (вдруг за пять минут до взлета по телефону сообщили о том, что на борту бомба!), внезапные технические неполадки (плохо слушается руль высоты или барахлит мотор). Иногда происходят и комические истории: однажды причиной задержки вылета и посадки нескольких десятков рейсов в международном аэропорту французского города Страсбурга стали… две косули, проникшие на летное поле.
Лидирует в списке «виновников» непогода, особенно в осенне-зимний сезон. Увы, в этом случае перевозчик вправе без предупреждения задержать или перенести вылет самолета. И пассажир не может предъявлять авиаперевозчику претензии – ведь тот ни при чем!
Субъективные причины зависят от организаторов рейса: это нерасторопность службы снабжения, которая вовремя не закупила топливо, или ожидание опоздавших пассажиров (на это пассажир может рассчитывать, если летит чартером, не так привязанным к точному времени взлета, как «регулярник»). То есть самолет не вылетает уже по вине авиакомпании. В таком случае пассажиры имеют право требовать размещения багажа в камере хранения, предоставления гостиницы на время ожидания рейса, куда вас бесплатно должны доставить, а также полного возмещения всех необходимых в процессе ожидания расходов – на питание, телефонные переговоры, телеграммы.
У каждой
авиакомпании – своя технология обслуживания пассажиров задержанного рейса. «Аэрофлот» при задержках рейсов на шесть и более часов ночью или на восемь и более часов днем предоставляет своим пассажирам гостиницу и питание за счет компании. В случае задержки на три часа и более предоставляется бесплатное питание, а на полтора часа – прохладительные напитки. Расходы по хранению багажа в камере хранения аэропорта тоже оплачивает «Аэрофлот». «Трансаэро», если задержка рейса более четырех часов, обеспечивает пассажиров горячим питанием, а в ночное время предоставляет гостиницу или транспорт, чтобы доехать до дома. Пассажирам ‘AirUnion’ в случаях задержки рейса более чем на шесть часов предоставляется гостиничный номер и бесплатное трехразовое питание. При этом правом на гостиницу и питание в случае задержки рейса пользуются абсолютно все пассажиры, даже приобретавшие билеты по льготным тарифам и безналичному расчету.
Потери обязаны возместить Закон РФ «О защите прав потребителей» за нарушение сроков авиаперевозки по вине
авиакомпании требует выплатить пассажиру неустойку из расчета 3% от стоимости билета за каждый час просрочки – вплоть до суммы, равной стоимости билета. Вопрос о задержанных авиарейсах регулируется также 120-й статьей Воздушного кодекса, согласно которому пассажир имеет право на компенсацию в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час задержки рейса. Так что даже имеется некоторый выбор.
Для сравнения: в
США авиакомпании при задержки рейсов по любой причине более чем на два часа обязаны выплачивать пассажирам компенсацию. И немаленькую! Сумма выплат составляет двойную стоимость билетов – за двухчасовую задержку рейса, тройную – за трехчасовую и так далее. В странах Евросоюза принятый в 2005 году закон также предусматривает «оплату» задержки рейсов: пассажиры, которым приходится ждать вылетов на короткие расстояния более двух часов, а на дальние – более четырех, могут без проволочек вернуть себе полную стоимость билетов.
Доказательства «на бумаге» Но вернемся к российским реалиям. Что нужно сделать, дабы впоследствии доказать, что рейс был задержан? Прежде всего, навести у представителей
авиакомпании справки о причинах задержки. И попросите поставить в ваш билет отметку – специальный штамп с указанием времени вылета де-факто. При наличии такого свидетельства впоследствии можно направить перевозчику письменную претензию и требовать возмещения всех расходов во время ожидания (для документального их подтверждения нужно сохранить все квитанции, счета и кассовые чеки) и выплату неустойки.
Чтобы получить компенсацию наверняка и в максимальном размере, надо постараться доказать, что из-за задержанного рейса у вас сорвалось важное дело, в результате чего вы пострадали материально и морально. Подкреплять доказательства необходимо документально: предоставить билет на рейс или поезд, на который вы не попали из-за того, что вовремя не вылетели, а также бумаги, подтверждающие, где и когда вам было необходимо присутствовать. Желательно иметь на руках максимально полный комплект «летных документов» (вплоть до посадочных талонов), а также (если есть) официальный ответ
авиакомпании на вашу жалобу. Вопрос о возмещении морального ущерба решает суд.